Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию // "Вести", 17.07.2015 года

Версия для печатиВерсия для печати

«100 конкретных шагов – современное государство для всех»

 

Статья: Оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию.

Глава государства всегда очень четко понимал, что без наличия развитой и, самое главное, самостоятельной судебной власти Казахстану не состоятся как государству в современном мире, не войти в число передовых стран с развитой экономикой. Президент всегда открыто и честно вел диалог с судебным корпусом страны в рамках регулярно проводимых съездов судей республики. На них собирались судьи всех регионов страны. Здесь Главой государства обсуждались все нововведения, которые он предлагал, им ставились новые задачи, определялись новые приоритеты развития судебной власти.

Выработаны меры по переходу к трехуровневой системе правосудия, что позволит сократить число судебных инстанций, тем самым упростит доступ граждан к правосудию, снизит количество жалоб и повысит доверие судам.

В настоящее время прорабатываются вопросы об укреплении апелляционных инстанций областных судов, ограничения подсудности Верховного Суда, регламентации порядка рассмотрения жалоб в кассационной коллегии Верховного Суда.

Согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районный суд, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный Суд.

При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного Суда. В Италии, Испании, Франции и других развитых странах такой механизм пересмотра дел высшей судебной инстанцией как раз называется кассацией. Напомним, что ныне существующая система нам досталась в наследство от советского периода -  в те времена пересмотр вступивших в законную силу решений назывался надзором, а кассацией мы называли пересмотр решений, не вступивших в законную силу.

 Существующая у нас система судопроизводства часто становится причиной непонимания со стороны зарубежных коллег.

Мировая практика показывает – чем больше промежуточных инстанций, тем больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов и для злоупотребления правами.

Следует отметить, что в результате сокращения судебных инстанций значительно повысится ответственность Верховного Суда и нагрузка на него. Сегодня кассационными коллегиями областных судов рассматривается 24-25 тысяч дел. Завтра все они, с учетом определенной процессуальной корректировки,  поступят для рассмотрения в Верховный Суд.

В свете повышения объемов работы, предлагается перераспределение имеющейся штатной численности областных судов, с увеличением числа судей Верховного Суда. Это позволит реализовать все намеченные установки и поручения Главы государства. В настоящее время прорабатываются вопросы ограничения подсудности, ведутся прогнозные расчеты  изменения судебной  нагрузки  и  штатной численности судей.

При сокращении инстанций предлагается усилить роль апелляции. Здесь должно применяться коллегиальное рассмотрение дел. При этом важно отметить -  коллегиальное рассмотрение дел будет проводиться с учетом сложности спора.  Так,  гражданские дела, рассмотренные в упрощенном заочном и приказном порядке, а также уголовные дела небольшой тяжести, не связанные с лишением свободы, планируется оставить на единоличное рассмотрение судьи.

Будет отработан и строго регламентирован порядок рассмотрения дел в Верховном Суде, обеспечено предварительное рассмотрение жалоб или ходатайств.

Безусловно, сокращению общего  срока окончательного разрешения судебных дел  будет способствовать и  ограничение подсудности дел. 

Так, планируется  исключить кассационное обжалование судебных актов, состоявшихся по делам об уголовных проступках и  преступлениях небольшой тяжести, а также вынесенных в ходе судебного разбирательства  или следственным судьей.

Гражданские дела, рассмотренные в приказном, упрошенном производстве, завершенные с использованием примирительных процедур  также должны находить окончательное разрешение в областных судах. Кроме того, планируется ввести ограничения по сумме иска - такова устоявшаяся мировая практика. Предлагается установить госпошлину при обращении в Верховный Суд с ходатайством по гражданскому  делу. Все это делается для того, чтобы избежать нынешней практики умышленного затягивания судебных тяжб стороной, не имеющей юридических аргументов своей правоты.

Председатель суда  Магжана Жумабаева Жайжуманов Б.А.