Об оптимизации инстанций судебной системы // "Новости Приишимья", 03.08.2015г.

Версия для печатиВерсия для печати

Об оптимизации инстанций судебной системы

Выступление Лидера нации - Президента Республики Казахстан, Председателя партии «Нур Отан»  Н. Назарбаева на XVI съезде партии

«Современное государство для всех: Пять институциональных реформ» дало новый импульс реформированию судебной системы страны.

План нации - 100 шагов был принят для реализации 5 институциональных реформ, направленных на формирование современного правового  государства, построение которого невозможно без обеспечения верховенства закона. В свою очередь, обеспечение верховенства закона напрямую зависит от создания сильной и независимой судебной системы  и справедливости правосудия. В настоящее время Национальной комиссией выработаны окончательные меры, направленные на реализацию поставленных задач. Во-первых, это совершенствование системы отбора судей, во вторых - модернизация судопроизводства республики.

На мой взгляд, самой значительной мерой, направленной на модернизацию судопроизводства страны является оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию.

Не зря, в Плане нации – 100 шагов» 2 институциональная реформа «обеспечение верховенства закона» начинается именно с 16 шага под названием «Оптимизация инстанций судебной системы».

С этой целью определено формирование из ныне действующей пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) трехзвенной судебной системы: суд первой инстанции, апелляционная инстанция и кассационная инстанция.

Суд первой инстанции, как и ныне действующий, это городские, районные (и приравненные к ним) суды.

Суд апелляционной инстанции – это областной суд, а кассационная инстанция – Верховный суд.

Проблема путей оптимизации казахстанской судебно-инстанционной системы, до сих пор находящейся под влиянием советского периода нашей истории, решается уже давно, и, благодаря Главе государства, этот вопрос сдвинулся с мертвой точки, в частности судебная система нашей страны избрала для себя классический (европейский) путь судопроизводства.

Действительно, с точки зрения существующей классической судебно-инстанционной системы, которая сформирована практически во всех европейских и западных странах, зародившая во Франции еще в 19 веке, и состоящая из 3-х инстанций – первая, апелляция, кассация, судебная система нашей страны представляется зарубежным экспертам-правоведам, как  ненужное нагромождение бюрократических судебных механизмов – первая инстанция, в лице районных (городских) судов, апелляционная и кассационная инстанция в лице областного суда, надзорная и повторная надзорная инстанции в Верховном Суде.

Как показывает мировая практика, нагромождение промежуточных судебных инстанций дает больше возможностей для умышленного затягивания судебных процессов, злоупотребления сторонами своими правами, а также оттягивает исполнение вступивших в законную силу судебных актов.

Более того, если сравнивать две системы, то следует признать, что классический вариант существенно рациональнее и процессуально экономнее, как для сторон, так и для государства.

В целом, понятно, что классическая трехзвенная судебно-инстанционная система является более простой, компактной и в полной мере отвечающей веяниям нового времени.

В связи с производимой оптимизацией, соответственно, будут произведены кардинальные перемены  в системе и структуре областных и Верховного Судов, прежде всего на законодательном уровне: пересмотрена компетенция (подсудность) Верховного суда РК, процессуальная нагрузка на областные и Верховный суды, возможно корректировке подвергнутся сроки апелляционного  и кассационного обжалования судебных актов и т.п.

Механизмы реализации данного шага еще до конца не завершены, но работа  руководством судебной системы страны ведется полным ходом, главное, старт этим значительным преобразованиям, уже дан.

Оптимизация инстанций судебной системы приблизит судебную систему страны к общепризнанным мировым стандартам, что приведет к повышению уровня доступности к правосудию и существенно повысит уровень доверия населения к судам республики.

А. Досымова

Председатель

суда № 2 района им. Г. Мусрепова