Положение Учебного центра
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением председателя
Северо-Казахстанского областного суда
от _______________________ № _______
П О Л О Ж Е Н И Е
об Учебном центре Северо-Казахстанского областного суда
1. Общие положения
1. Настоящее Положение об Учебном центре Северо-Казахстанского областного суда (далее - Положение) определяет статус, основные задачи, функции и полномочия Учебного центра, устанавливает требования к его организации и деятельности.
2. Учебный центр образуется распоряжением председателя областного суда.
3. В своей деятельности Учебный центр руководствуется:
- Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;
- Типовым положением об учебных центрах областных и приравненных к ним судов, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 29 марта 2007 г. № 74;
- Рекомендациями по созданию и работе базовых судов, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 25 августа 2004 года № 159;
- Положением о координаторе учебных программ в областном и приравненном к нему суде, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 7 марта 2006 года № 58;
- Методическими рекомендациями по специализации судей областных, районных и приравненных к ним судов, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 29 сентября 2006 года № 199;
- Правилами прохождения стажировки судьями районных, областных и приравненных к ним судов в вышестоящих судах, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 26 января 2011 г. № 13;
- Положением о Центре исследований судебной системы Республики Казахстан, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 28 ноября 2006 года № 253;
- Положением о наставничестве, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 29 марта 2007 года № 73;
- другими нормативными правовыми актами.
2. Задачи и функции Учебного центра
4. Основными задачами Учебного центра являются:
1) обеспечение условий для непрерывного судебного образования в
целях улучшения качества отправления правосудия, надлежащей
организации работы и делопроизводства;
2) содействие дальнейшему совершенствованию судебной системы с
учетом международных стандартов;
3) содействие укреплению связи между юридической наукой,
образованием и практикой.
5. Основными функциями Учебного центра являются:
1) организация обучения судей и работников канцелярий судов;
2) выявление и анализ актуальных проблем применения действующего законодательства и судебной практики, анализ потребности судей в обучении, определение приоритетных форм и методов обучения для планирования учебных планов;
3) обеспечение участия судей в республиканских, областных и региональных учебных программах в соответствии с их потребностями;
4) организация прохождения стажировок судей и кандидатов в судьи;
5) координация и оказание методической помощи в организации работы наставничества и менторства судей;
6) сбор, хранение и использование учебных материалов и документов;
7) оказание методической помощи судьям;
8) взаимодействие с Центром исследований судебной системы Республики Казахстан и базовыми судами;
9) другие функции, направленные на повышение квалификации.
3. Организация учебного процесса и стажировки
6. Программа обучения в Учебном центре рассчитана на всех судей соответствующего региона.
7. Контингент обучающихся (судей, повышающих квалификацию) подразделяется на следующие категории: вновь назначенные судьи (в основном, районных судов общей юрисдикции); судьи специализированных административного, уголовного и экономического судов; председатели районных судов; судьи коллегии апелляционной судебной коллегии областного суда; судьи кассационной судебной коллегии, работники канцелярий судов.
8. Особое внимание уделяется судьям:
1) зачисленным в кадровый резерв на руководящие судейские должности;
2) имеющим непродолжительный стаж судейской работы;
3) испытывающим затруднения в правоприменительной практике,
допускающим частые ошибки в процессе отправления правосудия.
9. Работа по повышению квалификации судей осуществляется Учебным
центром по следующим основным секциям:
административное право и процесс;
гражданское право и процесс;
уголовное право и процесс.
При необходимости могут создаваться другие секции, в том числе и по вопросам обучения работников канцелярий судов.
10. Организация обучения осуществляется в соответствии со специально разработанными учебно-тематическими планами по циклам, в которых учтены особенности рассмотрения отдельных категорий дел, составления процессуальных документов, изменения законодательства, а при необходимости и анализа норм международного права и теории права.
11. Потребность в обучении судей определяется на основе индивидуальных предложений судей, посредством сбора информации из судов по тематике, анализа обобщений судебной практики и статистических данных, анкетирования и других форм измерений (далее - иных анализов). Кроме того, учитывается перспективный план Верховного Суда по проведению обобщений судебной практики и принятию нормативных постановлений пленарного заседания.
12. Обеспечение непрерывного судебного образования осуществляется исходя из потребности судей по следующим направлениям:
занятия (семинары, лекции и т.д.);
индивидуальное обучение, включая дистанционное;
организация прохождения стажировки;
оказание содействия в реализации наставничества и менторства;
другие формы обучения.
13. Обучение судей и работников канцелярии судов планируется с учетом обеспечения его максимальной эффективности. При этом Учебный центр должен принять все меры, позволяющие в учебном процессе в полной мере использовать помещения, технические средства, учебный материал самого учебного центра и базового суда.
14. Учебный центр для реализации задач, отнесенных к его компетенции, вправе направлять соответствующие поручения в адрес базовых и других судов, обязательные для исполнения последними.
15. В процессе обучения Учебным центром применяются интерактивные методики - ролевые игры, работа в группах, дискуссии и т.д., технические средства - Power Point; презентация материалов цифровой записи, различные видеоматериалы и т.д., предоставляется раздаточный и справочный материал.
16. Занятия осуществляются на основании плана работы Учебного центра на учебный год по темам, не охваченным перспективным планом Института правосудия, согласованного с председателем областного у суда, по следующим направлениям:
лекции;
семинары (областные, кустовые, секционные);
практические занятия и другие формы обучения в соответствии с потребностями.
17. Обучение проводится лекторами из числа судей областного суда. К участию в учебном процессе привлекаются судьи районных и приравненных к ним судов, имеющие достаточный опыт судебной работы по конкретной специализации, а также преподаватели высших учебных заведений, специалисты других отраслей права.
18. При необходимости, по желанию преподавателей и лекторов учебный центр проводит тренинги и занятия по обучению новым методикам преподавания, принимает иные меры, направленные на совершенствование процесса обучения.
19. Индивидуальная учеба осуществляется судьями на основании индивидуальных учебных планов, в том числе и в соответствии с положением о наставничестве.
При этом Учебный центр должен принять меры, направленные на обеспечение условий для самостоятельного обучения судей, в частности организовать своевременное предоставление необходимой литературы, магнитных и цифровых носителей информации с записями семинаров, конференций и других мероприятий по просьбе судьи.
20. Дистанционное обучение осуществляется с использованием цифровых технологий, сети Интернет. Содержание дистанционного обучения включает в себя аудио обучение (записанные выступления и лекции, загружаемые в компьютер, либо выступление в Интернете в реальном времени), видео обучение, в том числе различные слайды, и интерактивное взаимодействие (дискуссионные форумы, электронная почта).
Участники дистанционного обучения не позже чем за неделю курса должны иметь расписание обучения, которое должно содержать сведения о технических и программных средствах, необходимых для обучения, целях и задачах курса, темах курса, графике взаимодействия.
21. Стажировка судей в учебном центре осуществляется в соответствии с индивидуальной программой, утвержденной председателем суда, под руководством руководителя стажировки, назначенного из числа судей областного суда в соответствии с Правилами прохождения стажировки судьями районных, областных и приравненных к ним судов в вышестоящих судах.
22. При направлении на стажировку предпочтение отдается вновь назначенным председателям судов, судьям и работникам судов.
23. Количество лиц, приглашенных на стажировку должно производиться с учетом обеспечения нормального режима работы и качества обучения.
25. Обеспечение явки председателей, судей и работников канцелярии судов осуществляется ГУ «Канцелярия Северо-Казахстанского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».
26. Координатор учебных программ представляет информацию о потребности в стажировке судей областного суда председателю областного, в Верховный Суд и Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан для формирования соответствующих программ.
27. Анализ эффективности стажировки действующих судей и работников суда проводится через предварительное и последующее анкетирование стажеров на основании типовых анкет.
4. Организация методической работы
28. Методическая работа Учебного центра реализуется по следующим направлениям:
1) оказание методической и практической помощи районным и
приравненным к ним судам в организации стажировок кандидатов в судьи;
2) осуществлением методического руководства деятельностью вновь
назначенных судей и судей, испытывающих затруднения в
правоприменительной практике;
3) обеспечение доступа судей к информации о результатах анализов,
обобщений судебной практики;
4) оказание содействия в развитии наставничества и менторства.
29. В целях оказания методической помощи районным и приравненным к ним судам в работе с кандидатами в судьи в областном суде ведется учет лиц, допущенных к стажировке, анализ эффективности стажировок.
30. Методическая работа с молодыми судьями осуществляется в соответствии с положением о наставничестве.
31. Методическая помощь в развитии наставничества и менторства осуществляется путем проведения семинаров, изучения и распространения положительного опыта и другими способами.
32. Материалы семинаров, проводимых судьями областного суда и базовыми судами, в пятидневный срок после их проведения направляются в Учебный центр для последующего ознакомления судей, а при необходимости и использования в дальнейшей работе по осуществлению правосудия.
33. Учебным центром ведется учет предоставленной судьям информации и последующий анализ эффективности принимаемых мер на качество отправления правосудия.
34. По мере необходимости Учебный центр выпускает публикации в виде брошюр, отчетов, информационных писем.
35. По итогам полугодия работа судей по вопросам обучения, подвергается анализу и оценке координатором учебных программ. О результатах работы координатором учебных программ представляется отчет председателю областного суда в соответствии с положением о координаторе учебных программ в областном суде.
5. Организация и обеспечение деятельности учебного центра
36. Общее руководство работой Учебного центра осуществляет -руководитель Учебного центра - координатор учебных программ.
37. Техническое обеспечение деятельности руководителя учебного центра осуществляется ГУ «Канцелярия Северо-Казахстанского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».
38. Для результативности работы и действенности учебных центров создаются условия для работы координаторов учебных программ по выполнению возложенных на них обязанностей, обеспечение их помощниками из числа работников канцелярии.
39. В связи с высоким уровнем нагрузки руководитель учебного центра не должен входить в составы комиссий по судейской этике, дисциплинарных коллегий, или иных рабочих групп и комиссий областного и приравненного к нему суда, привлекаться к иной общественной работе.
40. Руководитель учебного центра:
1) по согласованию с председателями коллегий областного суда разрабатывает тематику лекций, семинаров, практических занятий, исходя из потребности в обучении и результатов иных анализов;
2) курирует работу базового суда по вопросам обучения судей и работников канцелярии судов;
3) представляет на согласование председателю областного суда план работы учебного центра;
4) вносит председателю областного суда предложения по кандидатурам судей, для направления на прохождение стажировки в областном суде;
5) сотрудничает с координатором учебных программ при Верховном
Суде, Институтом правосудия Академии государственного управления
при Президенте Республики Казахстан, Союзом судей, Центром исследований судебной системы Республики Казахстан;
6) по итогам полугодия представляет отчет председателю областного суда о проделанной работе, определяет изменения и дополнения в дальнейшую программу обучения с учетом возникших потребностей;
7) вносит председателю областного суда предложения по совершенствованию учебного процесса, а также о поощрении судей за активное участие в образовательных программах;
8) оказывает методическую помощь в организации стажировки вновь назначенных судей.
41. Материально-техническое обеспечение деятельности Учебного центра осуществляется ГУ «Канцелярия Северо-Казахстанского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».
42. Деятельность Учебного центра основывается на постоянном взаимодействии с базовым судом, Центром исследований судебной системы Республики Казахстан.
43. Председатель областного суда принимает меры, направленные на стимулирование работы руководителя учебного центра и преподавателей (премирование, поощрение и другие способы), в том числе по итогам различных конкурсов - лучший наставник, лучший ментор, лучший лектор, лучший руководитель стажировки, лучший специалист и т.д.