Положение Учебного центра

Версия для печатиВерсия для печатиОтправить письмомОтправить письмомPDFPDF

 

УТВЕРЖДЕНО

распоряжением председателя 

Северо-Казахстанского областного  суда

от _______________________   № _______

 

 

П О Л О Ж Е Н И Е

об Учебном центре Северо-Казахстанского  областного  суда

 

1. Общие положения

1.  Настоящее Положение об Учебном центре Северо-Казахстанского областного  суда (далее - Положение) определяет статус, основные задачи, функции и полномочия Учебного центра, устанавливает    требования   к   его   организации   и деятельности.

2.           Учебный центр образуется распоряжением председателя областного суда.

3.     В своей деятельности Учебный центр руководствуется:

- Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»;

- Типовым положением об  учебных  центрах областных и приравненных к ним судов,  утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан  от 29 марта 2007 г. № 74;

- Рекомендациями по созданию и работе базовых судов, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 25 августа 2004 года № 159;

- Положением о координаторе учебных программ в областном и приравненном к нему суде, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 7 марта 2006 года № 58;

- Методическими рекомендациями по специализации судей областных, районных и приравненных к ним судов, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 29 сентября 2006 года № 199;

- Правилами прохождения стажировки судьями районных, областных и приравненных к ним судов в вышестоящих судах, утвержденными распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 26 января 2011 г. № 13;

- Положением о Центре исследований судебной системы Республики Казахстан, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 28 ноября 2006 года № 253;

- Положением о наставничестве, утвержденным распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 29 марта 2007 года № 73;

- другими нормативными правовыми актами.

 

2. Задачи и функции Учебного центра

4. Основными задачами Учебного центра являются:

1)          обеспечение условий для непрерывного  судебного образования  в
целях     улучшения     качества     отправления     правосудия,     надлежащей
организации работы и делопроизводства;

2)          содействие дальнейшему совершенствованию судебной системы с
учетом международных стандартов;

3)          содействие    укреплению    связи    между    юридической    наукой,
образованием и практикой.

5. Основными функциями Учебного центра являются:

1)  организация обучения судей и работников канцелярий судов;

2)           выявление и анализ актуальных проблем применения действующего законодательства   и   судебной   практики,   анализ   потребности   судей   в обучении,   определение   приоритетных   форм   и   методов   обучения   для планирования учебных планов;

3)           обеспечение    участия    судей    в    республиканских,    областных    и региональных учебных программах в соответствии с их потребностями;

4)     организация прохождения стажировок судей и кандидатов в судьи;

5)           координация  и оказание методической   помощи в     организации работы наставничества и менторства судей;

6)           сбор, хранение и использование учебных материалов и документов;

7)           оказание методической помощи судьям;

8)           взаимодействие с Центром исследований судебной системы Республики Казахстан и базовыми судами;

9)           другие функции, направленные на повышение квалификации.

 

3. Организация учебного процесса и стажировки

6.            Программа обучения в Учебном центре рассчитана на всех судей соответствующего региона.

7.            Контингент   обучающихся   (судей,  повышающих    квалификацию) подразделяется  на  следующие   категории:   вновь   назначенные   судьи   (в основном, районных  судов   общей   юрисдикции);    судьи   специализированных административного, уголовного  и   экономического  судов; председатели районных судов; судьи коллегии   апелляционной  судебной коллегии областного суда; судьи кассационной судебной коллегии, работники канцелярий судов.

8.            Особое внимание уделяется судьям:

1)  зачисленным    в    кадровый    резерв    на    руководящие    судейские должности;

2)          имеющим непродолжительный стаж судейской работы;

3)          испытывающим    затруднения    в правоприменительной практике,
допускающим частые ошибки в процессе отправления правосудия.

9. Работа по повышению квалификации судей осуществляется Учебным
центром по следующим основным секциям:

административное право и процесс;

гражданское право и процесс;

уголовное право и процесс.

При необходимости могут создаваться другие секции, в том числе и по вопросам обучения работников канцелярий судов.

10.   Организация     обучения     осуществляется     в     соответствии     со специально разработанными учебно-тематическими планами по циклам, в которых   учтены   особенности   рассмотрения   отдельных   категорий   дел, составления процессуальных документов, изменения законодательства, а при необходимости и анализа норм международного права и теории права.

11. Потребность в обучении судей определяется на основе индивидуальных предложений судей, посредством сбора информации из судов по тематике, анализа обобщений судебной практики и статистических данных, анкетирования и других форм измерений (далее - иных анализов). Кроме того, учитывается перспективный план Верховного Суда по проведению обобщений судебной практики и принятию нормативных постановлений пленарного заседания.

12. Обеспечение непрерывного судебного образования осуществляется исходя из потребности судей по следующим направлениям:

занятия (семинары, лекции и т.д.);

индивидуальное обучение, включая дистанционное;

организация прохождения стажировки;

оказание содействия в реализации наставничества и менторства;

другие формы обучения.

13. Обучение судей и работников канцелярии судов планируется с учетом обеспечения его максимальной эффективности. При этом Учебный центр должен принять все меры, позволяющие в учебном процессе в полной мере использовать помещения, технические средства, учебный материал самого учебного центра и базового суда.

14. Учебный центр для реализации задач, отнесенных к его компетенции, вправе направлять соответствующие поручения в адрес базовых и других судов, обязательные для исполнения последними.

15. В процессе обучения Учебным центром применяются интерактивные методики - ролевые игры, работа в группах, дискуссии и т.д., технические средства - Power Point; презентация материалов цифровой записи, различные видеоматериалы и т.д., предоставляется раздаточный и справочный материал.

16. Занятия осуществляются на основании плана работы Учебного центра на учебный год по темам, не охваченным перспективным планом Института правосудия, согласованного с председателем областного у суда, по следующим направлениям:

лекции;

семинары (областные, кустовые, секционные);

практические занятия и другие формы обучения в соответствии с потребностями.

17. Обучение проводится лекторами из числа судей областного суда. К участию в учебном процессе привлекаются судьи районных и приравненных к ним судов, имеющие достаточный опыт судебной работы по конкретной специализации, а также преподаватели высших учебных заведений, специалисты других отраслей права.

18. При необходимости, по желанию преподавателей и лекторов учебный центр проводит тренинги и занятия по обучению новым методикам преподавания, принимает иные меры, направленные на совершенствование процесса обучения.

19.   Индивидуальная    учеба   осуществляется    судьями    на   основании индивидуальных   учебных   планов,   в   том   числе   и   в   соответствии   с положением о наставничестве.

При этом Учебный центр должен принять меры, направленные на обеспечение условий для самостоятельного обучения судей, в частности организовать своевременное предоставление необходимой литературы, магнитных и цифровых носителей информации с записями семинаров, конференций и других мероприятий по просьбе судьи.

20.   Дистанционное     обучение     осуществляется     с     использованием цифровых технологий, сети Интернет. Содержание дистанционного обучения включает   в   себя   аудио   обучение   (записанные   выступления   и   лекции, загружаемые   в   компьютер,  либо  выступление  в  Интернете  в реальном времени), видео обучение, в том числе различные слайды, и интерактивное взаимодействие (дискуссионные форумы, электронная почта).

Участники дистанционного обучения не позже чем за неделю курса должны иметь расписание обучения, которое должно содержать сведения о технических и программных средствах, необходимых для обучения, целях и задачах курса, темах курса, графике взаимодействия.

21. Стажировка судей в учебном центре осуществляется в соответствии с индивидуальной программой, утвержденной председателем суда, под руководством руководителя стажировки, назначенного из числа судей областного суда в соответствии с Правилами прохождения стажировки судьями районных, областных и приравненных к ним судов в вышестоящих судах.

22. При направлении на стажировку предпочтение отдается вновь назначенным председателям судов, судьям и работникам судов.

23. Количество лиц, приглашенных на стажировку должно производиться с учетом обеспечения нормального режима работы и качества обучения.

25. Обеспечение явки председателей, судей и работников канцелярии судов осуществляется ГУ «Канцелярия Северо-Казахстанского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

26. Координатор учебных программ представляет информацию о потребности в стажировке судей областного суда председателю областного, в Верховный Суд и Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан для формирования соответствующих программ.

27. Анализ эффективности стажировки действующих судей и работников суда проводится через предварительное и последующее анкетирование стажеров на основании типовых анкет.

 

4. Организация методической работы

28. Методическая работа Учебного центра реализуется по следующим направлениям:

1)  оказание    методической    и   практической    помощи   районным    и
приравненным к ним судам в организации стажировок кандидатов в судьи;

2)           осуществлением  методического  руководства  деятельностью  вновь
назначенных      судей      и      судей,      испытывающих      затруднения      в
правоприменительной практике;

3)           обеспечение доступа судей к информации о результатах анализов,
обобщений судебной практики;

4)           оказание содействия в развитии наставничества и менторства.

29. В целях оказания методической помощи районным и приравненным к ним судам в работе с кандидатами в судьи в областном суде ведется учет лиц, допущенных к стажировке, анализ эффективности стажировок.

30. Методическая работа с молодыми судьями осуществляется в соответствии с положением о наставничестве.

31. Методическая помощь в развитии наставничества и менторства осуществляется путем проведения семинаров, изучения и распространения положительного опыта и другими способами.

32. Материалы семинаров, проводимых судьями областного суда и базовыми  судами, в пятидневный срок после их проведения направляются в Учебный центр для последующего ознакомления судей, а при необходимости и использования в дальнейшей работе по осуществлению правосудия.

33. Учебным центром ведется учет предоставленной судьям информации и последующий анализ эффективности принимаемых мер на качество отправления правосудия.

34. По мере необходимости Учебный центр выпускает публикации в виде брошюр, отчетов, информационных писем.

35. По итогам полугодия работа судей по вопросам обучения, подвергается анализу и оценке координатором учебных программ. О результатах работы координатором учебных программ представляется отчет председателю областного суда в соответствии с положением о координаторе учебных программ в областном суде.

 

5. Организация и обеспечение деятельности учебного центра

36. Общее руководство работой Учебного центра осуществляет -руководитель Учебного центра - координатор учебных программ.

37. Техническое обеспечение деятельности руководителя учебного центра осуществляется ГУ «Канцелярия Северо-Казахстанского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

 38. Для результативности работы и действенности учебных центров создаются условия для работы координаторов учебных программ по выполнению возложенных на них обязанностей, обеспечение их помощниками из числа работников канцелярии.

39. В связи с высоким уровнем нагрузки руководитель учебного центра не должен входить в составы комиссий по судейской этике, дисциплинарных коллегий, или иных рабочих групп и комиссий областного и приравненного к нему суда, привлекаться к иной общественной работе.

40. Руководитель учебного центра:

1)  по   согласованию   с   председателями   коллегий   областного   суда разрабатывает тематику лекций, семинаров, практических    занятий,    исходя    из    потребности    в    обучении    и результатов иных анализов;

2)           курирует   работу   базового   суда   по   вопросам   обучения   судей   и работников канцелярии судов;

3)           представляет   на   согласование   председателю   областного суда план работы учебного центра;

4)           вносит председателю областного суда предложения по кандидатурам судей, для направления на прохождение стажировки в областном суде;

5)           сотрудничает с координатором учебных программ при Верховном
Суде, Институтом правосудия Академии государственного управления
при     Президенте     Республики    Казахстан,     Союзом     судей,     Центром исследований судебной системы Республики Казахстан;

6)           по итогам полугодия представляет отчет председателю областного    суда   о   проделанной   работе,   определяет изменения   и   дополнения   в  дальнейшую   программу   обучения  с  учетом возникших потребностей;

7)           вносит председателю областного суда предложения   по   совершенствованию   учебного   процесса,   а   также   о поощрении судей за активное участие в образовательных программах;

8) оказывает методическую помощь в организации стажировки вновь назначенных судей.

41. Материально-техническое обеспечение деятельности Учебного центра осуществляется ГУ «Канцелярия Северо-Казахстанского областного суда Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

42. Деятельность Учебного центра основывается на постоянном взаимодействии с базовым судом, Центром исследований судебной системы Республики Казахстан.

43. Председатель областного суда принимает меры, направленные на стимулирование работы руководителя учебного центра и преподавателей (премирование, поощрение и другие способы), в том числе по итогам различных конкурсов - лучший наставник, лучший ментор, лучший лектор, лучший руководитель стажировки, лучший специалист и т.д.

Отзывы и предложения